Материал подготовила Наталья Коган

(опубликовано под псевдонимом Наталья Шапошникова)

 

Царство, занесеное песками

Журнал «Очевидное и невероятное №5, 2011

 

Вожди племен, погонщики верблюдов, скотоводы и разбойники – этот древний народ мог назвать себя царем пустыни, их владения простирались от Индии и Персидского залива до Пальмиры в Сирии, их рынки процветали в Мекке и Александрии.

 

Властители пустыни

Был такой народ на Ближнем Востоке, который в свое время создал сильное, независимое государство. Сведения о Набатейском государстве дошли через компедиумы Диодора, Страбона и Иосифа Флавия, упоминаются в древне-китайских источниках о Великом Шелковом Пути. Но сведений о происхождении самих набатеев - нет. Существуют лишь гипотезы. Возможно, они потомки Измаила (был у него сын по-имени Набайот), или потеренное колено Израиля со времен разрушения Первого Храма, или они те самые набатеяне, основавшие после Потопа город Вавилон, или, по-мнению Е.Блаватской, они – мистическая каста, посвященная богу Тайной Мудрости, Нэбо, своего рода оккультное братство.

У ранних набатеев правил культ локального язычества. Главными божествами их пантеона были Душара и его женская параллель Аллат, мать всех богов. Под влияние греческой и римской культур Аллат начала отождествляться с Афиной, Венерой, Афродитой Уранией, Душара – с Зевсом и Дионисом. А позднегреческое повествование Епифания проводит аналогию рождества Христова и Душары, празднующихся в один и тот же день.

У набатеев природа и культура была единым целым. Пустыня для набатеев – это родной дом, неприступная для чужаков крепость. Благодаря своим знаням путыни набатеи смогли так долго держать под контролем северную часть ладанного пути, который проходил от Красного моря  до Петры, Газы и Басры. Товары нужно было перевезти из Персидского залива и Йемена, через Аравийскую пустыню в Дамаск и Газу. Предприимчивые обитатели пустыни не только сами доставляли товары, но и брали пошлину с караванов и устраивали склады товаров.

С набатеями конкурировали египтяне, которые строили порты, прокладывая морские торгоые пути, чтобы обойти набатеев. Но у набатеев были естественные корабли – верблюды-драмадеры. Изобретение крепкого седла сделало их надежным транспортным средством. Кроме того, набатеи не превзойденные специалисты по выживанию в пустные. Они обладали обирными ирригационными знаниями: сооружали в пустыне хранилища для дождевой воды, маскируя их от постороннего глаза. Никто не знал пустыню лучше, чем они, и никто не мог выжить в песках дольше, чем они.

И именно в горячих песках пустыни возникло Набатейское царство, которое охватило центральную и южную части современной Иордании, южную и юго-восточную часть Израиля (Аравийская впадина), центральный и южный Негев, вплотную прилегавший к Иудейскому царству.

Во 2-ом веке до н.э. в истории набатеев происходит мощный скачок, скорее переворот. Наверняка он связан с интенсивной урбанизацией Ближнего Востока в период правления Птолемеев и Селевкидов(конец 4-го – начало 1-го веков до н.э.). Набатейцы не дали себя завоевать греко-македонцам, но культурной мощи эллинизма противостоять не смогли, да, пожалуй, и не хотели. Начинается кульминационная часть в Набатейской истории.

В течение столетия кочевой народ становится домоседом. Прославляется как искусный зодчий, а, значит, учится бороться с пустотой и усмирять пространство. Ирригационный опыт совершенствуется до гениальности. Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях, на удивление самим римлянам. Они остаются верными своей профессии, придав ей новый статус – торговля. Теперь набатеи сами назначают цены, взымают пошлину. Делают своей столицей Петру, расположенную на пересечении трех главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные богатства.

Разговаривая на проарабском языке, набатеи адаптируют «имперский арамейский» ахеменидского времени (международный в те времена), создают письменность на арамейском, которая позже сильно повлияет на арабскую. Набатейская письменность распространится от Атлантического побережья северной Африки до Индонезии, продолжит развитие и сохранится до наших дней. Набатейская письменность надолго переживет Набатейское царство. Сами набатеи к концу царства переходят на греческий.

Харизматических шейхов сменяют цари, которые по эллинистическому образцу, стремятся к полной обожествленной власти. Набатейская верхушка роднится с иудейской. Мать царя Ирода – набатейская царица-сестра.

В 106 году н.э. наступает конец независимого государства. Этой самой нелегкой победы добился римский император Троян. «Набатейская симфония» подошла к своему финалу, который в противовес кульминации, прозвучал еле слышно, испуганно, как-бы извиняясь за свое поражение. С IV века н.э. Набатея постепенно растворяется в христианской Византии и бесследно канет в средневековье.

 

Столицы набатеев

Никто не знает, откуда взялись набатейцы и почему они исчезли. После них остались города-призраки и тайна, разгадка которой не найдена до сих пор. Сегодня о древней культуре набатеев рассказывают только руины городов. Столицей Набатейского царства официально считается Петра в Иордании. В наши дни – это наиболее известный и посещаемый памятник набатейской культуры. Этот город мертвых полностью вырублен в скале. Фасады его дворцов и храмов тщательно обработаны, а за ними - ничего, кроме небольших ниш. Ученые предполагают, что Петра была грандиозным некрополем, который набатейцы посещали во время своих странствий по Ладанному пути.  Для набатеев это было культовое место, царская сокровищница. Здесь под страхом смерти запрещалось строить дома, пришедшие сюда ставили палатки или прятались в пещерах. Горы из песчаника возвышаются как крепость. Узкий вход в Петру – скалистый туннель длиной в тысячу метров.

Настоящей же столицей Набатейского царства является Авдат - самая большая из 65 крепостей набатейцев. Авдат возник в III веке до н.э. на том месте, где две дороги из Петры и Эйлата сливаются в одну. Расположение на высоте 600 метров позволяло контролировать большой участок торгового пути. Поначалу город состоял из нескольких построек и не имел названия. Спустя 200 лет Авдат назвали в честь царя Абадаса, чье имя по-арабски звучит как «абда».

В 106 году н. э. город завоеван Траяном, а в византийский период был крупным центром и разрушен персами в 614 году. В 634 году арабы довершили разгром города, который постепенно пришел в упадок и окончательно был заброшен в Х веке.

Авдат был открыт Пальмером в 1870 году и раскопан Ави-Йоной в 1958-м и Авраамом Негевом в 1959 — 1961 годах. Реставрация 1975 — 1977 годах происходила под управлением А. Негева. Раскопаны могильники варварского периода, жилой квартал римского города и две византийские церкви VI века. При набатеях город был знаменит тончайшей керамикой. В Авдате археологи обнаружили уникальный завод по изготовлению керамики. Его площадь составляла 140 кв. метров. В одном помещении готовили глину, в другом работали гончары, в третьем занимались обжигом. Керамику искусно украшали узорами из замысловатых цветов.

Набатеи, которых Иосиф Флавий называл арабами, обладали необычайно высокой культурой ирригации и сохранения воды, которой пользуются в Негеве и по сей день. По имени города названо одно из крупнейших в Негеве и красивейших вади Эйн Авдат. Вади также является местом туристического паломничества. С террасы крепости открывается вид на экспериментальную сельскохозяйственную ферму, созданную по инициативе Еврейского Университета в 1960 году. Здесь используется ирригационная и сельскохозяйственные техники набатеев для выращивания злаковых и садовых культур.

С юго-восточной стороны раскопок находится площадка, похожая на римский лагерь, — это военный лагерь средненабатейского периода. Свое военное устройство набатеи копировали с лучшей армии мира того времени - с римской. Возникла большая армия, военный лагерь в Авдате имел, например, до 1500 верблюдов. Набатейская дорога, проходившая здесь, сохранилась до сих пор, по ней можно ездить на джипах.

При раскопках Авдата было найдено набатейско-арамейское письмо, предок арабского, а также монеты. На улице находился общественный колодец, водоводы в который ведут от частных водосборников в частных домах. В столь тяжелых условиях пустыни была необходимость добрососедских отношений, коллективного хозяйства вплоть до того, что иногда это насаждалось силой. Над входом в сторожевую башню города виднеется надпись 3 в. по гречески уже римского периода урбанизации. В надписи упоминается бог Авдат-Зевс, посвящена эта башня Ирениосом. Построил ее некий Ваэлос в 188 г. от начала правления Траяна, то есть, в 294 г. н. э. Крыша башни базируется на арках этот метод стал использоваться только по приходе римлян — набатеям до того был неизвестен. Стены первого этажа стоят точно на стенах второго, перекрытия были недостаточно прочными, чтобы выдержать тяжесть стен. В городе был ряд коммунальных винных прессов, которые также появились с приходом Рима, один из них реставрирован. Пресс общий, но имеет несколько отделений для различных семей. Виноградники находились внизу под горой, там, где нынешняя экспериментальная ферма. К ним была подведена тщательно разработанная и разветвленная система водоснабжения. Система устроена так, чтобы не терялось ни капли воды, поскольку в этих местах необходимо 30 акров площади водосбора для того, чтобы можно было поливать один акр сельскохозяйственной площади. Кроме винограда здесь выращивались также оливы, фисташки и другие культуры.

Крепость состояла из 9 башен и служила убежищем для всех горожан на случай внешней опасности. Имела собственную систему водоснабжения — посреди внутреннего двора — огромный колодец. Есть ряд церковных сооружений, в том числе монастырь и церковь св. Теодора. Вместо иконостаса в те времена еще был невысокий, до пояса, барьер, который отделял алтарную часть от зала. Сам алтарь был изготовлен из привозного мрамора. Существовала система производства чудотворного масла, которое пропускалось через кости святых, иногда это доходило даже до поточных фабрик с очень большой производительностью. Такое производство было одной из серьезных статей дохода церкви. В соседней церквушке сохранился каменный оштукатуренный баптистерий. Ворота неподалеку римские, однако капитель над ними — византийская. В списках найденных здесь имен много чисто набатейских, даже будучи христианами, они сохраняли свои набатейские корни. Многочисленные пещеры, вырубленные в скале, являются частью города византийских времен. Они служили как склады и разного рода хранилища. Вход в пещеру как правило находился в задней части жилого дома, построенного перед ней. На стенах пещер сохранились элементы орнамента — крест и голова быка, использовавшиеся для крепления веревок, на которых могли висеть, например, колбасы и т.д. Также здесь хранилось большое количество церковного вина, найдены остатки кувшинов. Склады очень больших размеров, в пустыне запас продовольствия должен быть рассчитан на гораздо большее время, нежели в плодородных и снабженных водой местах. Город прекратил свое существование не столько из-за разрушений, сколько из-за того, что в его развитие и поддержку перестали вкладываться деньги, что привело к его немедленному упадку.

 

Дорога ладана

Четыре древних набатейских города в Израиле (Авдат, Мамшит, Шивта, Халуца) врасположены вдоль дороги, по которой перевозили к Средиземному морю ладан и пряности. Эти города внесены в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Мамшит - древний город севере пустыни Негев. Город расположен на холме, и сверху хорошо просматриваются окрестности, изрезанные руслами ручьев и запрудами, устроенными жителями древнего города для того, чтобы в сезон дождей можно было собирать и хранить воду в количестве, достаточном на жаркие и сухие летние месяцы.

Мамшит был основан в I веке н. э. на пересечении главных торговых путей Набатейского царства. Большая часть сохранившихся до наших дней зданий была заложена здесь во II веке. Тогда же, по мнению ученых, было построено самое большое из раскопанных до сих пор строений, площадь которого составляет 1600 квадратных метров. Внутренние дворики и конюшни, находившиеся на заднем дворе, ясно указывают на то, что дом принадлежал богатому человеку. Археологи обнаружили в одной из комнат настоящий клад - около 10,5 тысячи серебряных монет, отчеканенных между 222 и 275 годами н. э.

Следующими обитателями Мамшита стали римляне, остававшиеся в нем до конца IV века н. э. Археологи пришли к выводу, что именно в этот период вокруг города была возведена стена (она сохранилась до наших дней).

Как и в большинстве других набатейских городов, в Мамшите центральная улица была полна торговых лавок, которые приносили своим владельцам явно неплохой доход. И набатеи, и римляне пользовались водой, которая в дождливые сезоны накапливалась в глубоком канале, пересекающем юго-западную часть города. Хитроумная система бассейнов и городских бань говорит о смекалке и мастерстве древних обитателей этих мест.

В 1936 году правительство Британского мандата основало Пустынную конную полицию для контроля над передвижением бедуинов и евреев в северном Негеве. На руинах древнего набатейского строения, находившегося на одной из самых высоких точек города, англичане построили полицейский участок.

Шивта - один из самых красивых и значительных древних городов в западной части Негева. Находясь в стороне от торговых путей, в отличие от других набатейских городов, Шивта не был ни торговым, ни военным центром. По-видимому, основной деятельностью его жителей было сельское хозяйство. Основан город в I веке до н.э., его расцвет пришелся на IV век н.э., т.е. на конец византийского периода, незадолго до прихода арабов. Особенно она процветала под властью Византии, когда Шивта служила опорным пунктом, защищавшим поселения Негева и пилигримов, проходивших по дороге к горе Синай. С V по VII век, когда город принадлежал Византии, здесь были построены две церкви. Они функционировали вплоть до VII века, когда Мамшит завоевали арабы. Примерно в это же время город стал приходить в упадок, и жители постепенно ушли из него.

Колоссальные руины Шивты относятся к I и II векам до н.э. Среди руин - гигантские резервуары для сбора и хранения воды, давильни винограда, остатки церквей византийского периода.

Город не был окружен забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города. Вся Шивта была двухэтажной. Подземные пещеры соединялись друг с другом и выходили за город.

На первый взгляд Шивту строили без всякого плана, но если всмотреться повнимательнее, то можно увидеть определенный замысел. Через них были проложены каменные каналы, по которым, благодаря такой планировке дождевая вода стекала в огромный резервуар для сбора воды в нижней части города (емкостью 700 и 850 кубических метров, это размером с современный бассейн).
Во время раскопок нашли глиняные таблички, на которых было написано, что жители города обязаны очищать бассейн от наносных пород.

Расцвет Шивты приходится на римско-византийскую эпоху (II-IV вв.), когда Негев входил в систему обороны южных границ римской империи. А когда христианство стало государственной религией (с середины IV в.), в Шивте начинается строительство церквей. Вначале сооружают две церкви: южную, совсем близко от бассейна, и северную. Северная церковь красивее и больше южной. Пол, стены, апсиды — все было отделано бело-серым привозным мрамором. Молельный зал вмещал гораздо больше людей, чем было жителей в городе. Видимо, в Шивту прибывало много паломников. Одна из церковных дверей выходила за пределы города, что позволяло многочисленным пилигримам заходить в церковь, минуя город. При церкви был монастырь с кельями. В северной церкви в специально огороженном месте стоит колонна. Одни ученые полагают, что она была построена как хранилище для святой воды, а другие — что на этой колонне 30 лет просидел монах Стихитэс, которому еду поднимали в корзине. В истории христианства известны случаи, когда монахи жили на столбах.

Халуца последняя остановка на пути к Газе. Город был упомянут во многих древних источниках. Еще Птоломей упоминает его в «Географии» как западный город в Иордании. Халуца обозначен и на древних картах в 71 римской миле от Иерусалима. Сегодня добраться до руин города по пустыне можно только на джипе, т.к кругом пески. Археологическим работам в этой области частично препятствует присутствие движущихся песков вокруг города. Почти весь город был погребен под толщей песка. Несмотря на это были найдены улицы эпохи наботеев, две церкви, амфитеатр, винодельня и башней. Одно из самых известных строений в Халуце - Восточная Церковь, которая является огромным собором и одним из наиболее красиво украшенных церковных зданий на Святой Земле. Набатеи использовали уникальные строительные методы слоев и арок, чтобы обеспечить изоляцию от высокой температуры и холода так же как барьера к влажности. Т.к. вокруг города только песчаные породы, камень для постройки зданий приходилось транспортировать на расстояние 5-6 км. Две тысячи лет назад город приветствовал кочевников и торговцев, путешествующих по Дороге Ладана между Аравийским полуостровом и Европой. В более поздний период город служил прристанищем христианским паломникам, на их долгом пути от Синая до Иерусалима. В VIII столетии н. э. город был оставлен.

В отличие от других городов на маршруте Ладана, раскопки в Халуце были проведены недостаточно аккуратно, чтобы была возможность восстановить камни на их оригинальные места, и ставя под угрозу будущие раскопки. Большая часть города покрыта под дюнами и полностью никогда не выкапывалась.

 

Загадка исчезновения

После того, как римляне завоевали Египет, монополия на перевалку грузов из Азии и Аравийского полуострова к Средиземному морю была набатеями утеряна, казна и, соответственно, благосостояние набатейских племен резко ухудшились. Вынужденный обстоятельствами, король Рабель Второй произвел революцию в жизни набатеев, отменив запрет на земледелие и заставив их начать вести оседлый образ жизни. Буквально за сто-двести лет набатеи построили сложнейшие системы сбора и хранения воды, научились заниматься растениеводством и домашним животноводством, основали школы. Перечень можно продолжить. В IV веке н.э. набатеи перешли в христианство, что, безусловно, наложило отпечаток на повседневную жизнь и внешний облик городов. К XIII веку набатеи исчезли с лица земли, по-видимому, растворившись среди бедуинов или арабов. Великая культура прекратила свое существование.

Загадка исчезновения Набатейского государства еще не разгадана. Но одной из возможных причин культурного упадка может быть убыточное сельское хозяйство.

Эффективность использования воды зависит от применения прогрессивных методов ирригации, что особенно важно для земледелия в засушливых зонах. У набатеев применялось поверхностное орошение (поливы затоплением и по бороздам). Поверхностное орошение допустимо лишь на абсолютно ровных участках с такими почвами, которые обеспечивают неспешное просачивание воды. В засушливых зонах использование поверхностного орошения приводит к значительным потерям воды из-за ее испарения и просачивания в слои ниже корневой системы, особенно на стадиях начального и первичного развития растений. Кроме того, растения подвергаются стрессу в периоды между поливами.

Еще одно негативное следствие поверхностного орошения в условиях засушливого и полузасушливого климата - засоление почвы. Высокие температуры и низкий уровень влажности вызывают интенсивное испарение с поверхности, что сопровождается накоплением солей в верхних слоях почвы. Со временем почва становится непригодной для сельского хозяйства как из-за нарушения ее структуры, так и в силу высокой концентрации солей в растениях. В результате значительные площади в засушливых регионах оказываются заброшенными. Этот процесс характерен для многих стран мира. Сегодня на землях древнего царства набатеев современные израильтяне применяют капельный полив, который имеет кпд равный 95%, в отличие от набатейских методов полива, котрые имеют кпд 45%.

 



Сайт управляется системой uCoz