Наталья Коган

“Титаники” Древнего мира

Журнал «Очевидное и невероятное» №12, 2009

На дне озера Неми в Италии в XVI веке были найдены затонувшие корабли, построенные при императоре Калигуле. На поверхность античные суда были подняты в ХХ веке. История этой находки полна загадок и драматизма.

 

Античная гонка вооружений

 

Борьба за господство на морях способствовала совершенствованию техники судостроения с глубокой древности.

По свидетельствам древних авторов, крупным коммерческим судном была “Сиракузянка”, построенная в 200 г. до н. э. архитектором Архией из Корианды. В строительстве ему помогал древнегреческий ученый Архимед. На постройку корабля, продолжавшуюся год, было израсходовано столько леса, сколько обычно уходило на сооружение 60 больших галер. В работах участвовало 300 плотников, не считая вспомогательных рабочих. Корпус скрепляли медными гвоздями массой от 4 до 6 килограммов каждый, для чего в скрепляемом наборе просверливали предварительно отверстия. Корпус был обшит свинцовыми пластинами с прокладками из просмоленного холста. Вода из трюма откачивалась с помощью “бесконечного” винта Архимеда. На судне было двенадцать якорей: 4  — деревянных и 8 — железных. На борт “Сиракузянка” могла принять 2,6 тысячи тонн зерна, соленой рыбы, шерсти и других товаров, не считая провианта для пассажиров, многочисленного экипажа и воинов. Для защиты от нападения на судне было установлено восемь боевых деревянных башен, три мачты с камнеметными реями, катапульта и опускаемая за борт железная ограда.

Известно, что в античных государствах строили не только коммерческие и военные суда, а и пассажирские. Так, в III веке до н. э. Гиерон II Сиракузский приказал заложить трехпалубное судно с 20 ярусами весел, водоизмещением 4200 тонн, длиной 90 метров и шириной 15,5 метров. На корабле располагались пассажирские каюты, пышные залы, библиотека, храм Афродиты, огромные солнечные часы, баня с тремя ваннами и баком для пресной воды, гимнастические залы, сады и шпалеры, рыбный садок, большая кухня, конюшни и огромный трюм.

Военные корабли были длиннее и уже коммерческих. Наиболее распространены были трехпалубные суда длиной 40–45 метров, водоизмещением до 230 тонн. Общее число гребцов доходило до 170 человек. Самый большой военно-транспортный корабль античности “Тессаракоптера” был построен в эллинистическом Египте при Птолемее IV в конце III века до н. э. Это было многоярусное судно длиной 128 метров, шириной 17 метров, высотой носа кормы под водой 22 метра большим водоизмещением. Мачта имела высоту около 40 метров, длина весел верхнего яруса достигала 19 метров. “Тессаракоптера” имела четыре руля, два носа, две кормы и семь таранов. Экипаж судна насчитывал свыше 4 тысяч гребцов, 400 человек команды и несло 3 тыс. пехотинцев.

Долгое время считалось, что роскошные корабли-гиганты были выдумкой античных авторов, пока со дна итальянского озера Неми не подняли два затонувших судна. Они оказались уменьшенными копиями “Сиракузянки”.

 

Священное озеро

 

Озеро Неми — небольшое вулканическое озеро, находящееся в 30 километрах южнее Рима. Площадь озера незначительно превышает полтора квадратных километров, а максимальная глубина — 33 метра.

Озеро Неми почиталось древними римлянами священным. Возле него росло дерево, посвященное богине Диане. Дерево охранял жрец, носивший титул царя. Должность эту он получал, лишь умертвив своего предшественника, и оставался царем до тех пор, пока его самого не убивал другой претендент на престол. Такая смена власти являлась символом вечно мощи государства.

С первых дней царствования третьего римского императора Калигулы его влекло озеро Неми со священным храмом Дианы. Само озеро было известно как “зеркало Дианы”. В Древней Греции эту богиню называли Артемидой, и ее культ зародился очень давно. Ее связывают с ритуалом посвящения и превращения. Этим чувственным культом овладел Калигула, он велел построить дворец для поклонения возле святилища богини. Культ Дианы позволял ему придаваться кровопролитию и извращениям под видом религиозного поклонения. Озеро Неми было для этого идеальным местом. Дворца было недостаточно, и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле. Согласно его указаниям первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, второй роскошным прогулочным судном для развлечений императора и его гостей. Калигула желал, чтобы большие корабли служили украшением озера.

Поблизости была построена верфь. В постройке принимали участие лучшие из лучших инженеров. Требования к кораблям были крайне сложны: низкая осадка, и в то же время должны быть достаточно широкими, чтобы держать равновесие под тяжелой надстройкой. Строительная технология была передовой. Особенностью судов была серия голов животных из бронзы: к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну: глиняные трубы поддерживали пол и позволяли его обогревать. На палубе стоял бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала беспрекословно. Гвозди, с помощью которых крепились деревянные элементы, обрабатывались раствором, защищавшим их от коррозии. Но в движение суда приводились по старинке — при помощи сотни гребцов.

Римская империя пала. Забылись древние обряда и святыни. Озеро Неми стало обыкновенным озером в центре Италии, здесь ловили рыбу, катались на лодках. Но вот рыбаки стали вытаскивать странный улов. В сетях оказывались доски со следами позолоты, обломки скульптур. В глубины озера опустились ныряльщики и обнаружили там два загадочных судна. На открытие загадки затонувших кораблей ушло не одно столетие.

 

Плавучие гиганты Калигулы

 

В 1444 году кардинал Просперо Колонна узнал, что на две озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбаво лежит остов огромного корабля. Кардинал Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля.

Вторая попытка была описана Франческо де Марчи, автором “Военной архитектуры”. В 1531 году некто Гульельмо де Лорена попытался воспользоваться для подводного погружения водолазным колоколом. Лорена соорудил  цилиндрическую камеру высотой примерно один метр и диаметром 60 сантиметров со стеклянными оконцами. В перевернутом положении эта камера покрывала лишь грудную клетку и голову человека, держась на его плечах при помощи двух опор. Такое устройство представляло прототип водолазного шлема. Водолаз получал возможность перемещаться по дну, причем руки его оставались относительно свободными, так что он мог выполнять работы, не требующие большого объема движений. В 1535 году Лорена погружался в своем колоколе в озеро Неми, чтобы отыскать и поднять на поверхность затонувшие увеселительные галеры императоры Калигулы, однако безуспешно. Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной. Массу неприятностей доставили ему сонмы мелких рыбешек, которые плавали вокруг него, покусывая ее защищенные колоколом части тела. По словам Ф. Де Марчи, Лорена оставался на дне целый час и, возможно, стал одним из первых людей, испытавших на себе кессонную болезнь.

В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл крюками ободрал с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 метров в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 метр в ширину.

Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных письменных источниках не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы. Своим мотовством и экстравагантностью он затмил всех предшествовавших императоров. Его склонность к роскоши и причудам отразилась и в кораблях, лежавших на дне озера Неми.

 

Эстафета диктаторов

 

Исследования, проведенные в 1920-х годах водолазами, показали, что корабли Калигулы были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом.

Вождь итальянских фашистов Бенито Муссолини считал себя преемником Древнего Рима, поэтому он проявил небывалый интерес к древнеримским судам, лежащим на дне озера Неми. Подъем судов был объявлен делом государственной важности, и на это дело были отпущены необходимые миллионы лир. 20 октября 1928 года при личном присутствии Муссолини начали работать огромные помпы по откачки из озера воды.

В техническом отношении операция подъема не казалась особенно трудной. Соседнее с Неми озеро Альбано лежит несколько ниже по уровню. Предполагалось прорыть канал от одного озера к другому, слить в Альбано воды озера Неми и вытащить корабли Калигулы на берег. Но для осушения Неми рыть канал не пришлось: археологи обнаружили древний дренажный тоннель, который и был использован для осушения. И уже осенью 1929 года из воды появился первый корабль, лежавший на глубине 6 метров. Еще через три года, когда уровень воды в Неми был понижен на двадцать два метра, из воды показался второй корабль. После этого на илистом дне озера проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения. Так, например, сосновые борта одного из кораблей были защищены от губительного действия воды просмоленной шерстью и тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части судов были позолочены. Изделия из бронзы и железа обладали высокой антикоррозионной стойкостью. Уточнились и размеры сооружений: большое судно оказалось длиной 73 метра и шириной 24, второй корабль был лишь немногим меньше.

Хотя корпуса барок уцелели, надстройки были существенно повреждены как тяжестью мраморных изделий, так и попытками поднять суда на поверхность.

Похоже, что оба судна были гребными галерами. На большем судне весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось 4—5 гребцов. На меньшем судне не было ни апостиков, ни весел. По всей видимости, его буксировали большим судном или флотилией гребных лодок.

Одной из самых удивительных находок стали две вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.

Заслуживает удивления и устройство для подъема якорей, в его конструкции применен кривошипно-шатунный механизм. По всей вероятности, это первый пример использования кривошипно-шатунного механизма, если не считать ручной мельницы.

На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, изготовленный из дуба, — классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком. Другой якорь тоже из железа и дерева по конструкции напоминал якоря, появившиеся в голландском флоте в XVIII веке.

Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты.

Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: “Собственность Кая Цезаря Августа Германикуса”. Это полное имя Калигулы. Некоторые другие надписи указывают на то, что барки были построены в царствование преемника Калигулы Клавдия. Возможно, постройка судов была начата в короткое царствование сумасшедшего Калигулы, а закончена в царствование благочестивого Клавдия.

 

Загадка гибели кораблей Калигулы

 

Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Быть может, корабли оказали на дне озера по приказу самого Калигулы. Он мог распорядиться утопить их просто по своему капризу. Есть гипотеза, что это произошло в эпоху правления римского императора Нерона, не менее эксцентричного и жестокого правителя, чем его предшественники. Возможно,  что во время гражданской войны, развязанной им, корабли были разграблены и брошены командами, а затем и затоплены за ненадобностью.

Драматическая история кораблей связала их с именем еще одного жестокого правителя – Муссолини. По указу его правительства был построен огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались вплоть до 1944 года, когда корабли погибли в очередной раз в результате безумных войн. Увы, история плавучих дворцов не кончилась “тихой пристанью” в музее на берегу озера. Фашисты, покидая оккупированную Италию под натиском союзных войск, сожгли музей и его уникальные экспонаты. Приказ поджечь музей был отдан неким майором-эсэсовцем. Впоследствии этот герострат, имя которого, как и положено, было забыто, сменил мундир эсэсовца на скромный костюм школьного учителя истории искусств и преподавал в одной из школ ФРГ. Такой финал драматической истории древнеримских плавучих гигантов вполне достоин императора Калигулы.

Но, в действительности, утрата огромных кораблей воистину не поправима. На сегодняшний день музей восстановлен частично, но он все равно выглядит пустым. У археологов есть огромное желание восстановить в точности хотя бы один из кораблей. И если их планы осуществляться, то корабли-храмы вновь выйдут в озеро и снова докажут миру, что эти суда были Титаниками” древнего мира.

 

Калигула (Гай Юлий Цезарь Германик) (12–41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41года н.э.). Ласкательное прозвище Калигула, т.е. “сапожок”, будущий император получил, когда находился при своем популярном в войсках отце Германике (племяннике и приемном сыне Тиберия), командовавшем рейнскими легионами. Гай носил детские сапожки наподобие армейских калиг: caligula — уменьшительное от caliga). Гай с детства страдал эпилепсией; тяжелый недуг серьезно изменил его характер и образ правления. Он сделался властным и деспотичным, растерял обретенную было популярность и навлек на себя жгучую ненависть сената. Став императором, он тратил деньги на публичные увеселения в Риме и Италии, а также на общественные работы, из которых самым впечатляющим было сооружение наплавного моста через часть Неаполитанского залива от Бай до Путеол. Вскоре он растратил все средства, скопленные Тиберием. В январе 41 по выходе из театра Калигула был убит трибуном преторианской гвардии и другими заговорщиками.

 

Бени́то Ами́лькаре Андре́а Муссоли́ни (1883—1945) — итальянский политический деятель, литератор, лидер фашистской партии (дуче), диктатор, возглавлявший Италию как премьер-министр с 1922 г. по 1943 г. Ему принадлежит авторство термина “фашизм”. После заключения Италией договора о мире со странами антигитлеровской коалиции Германия оккупировала большую часть Северной и Центральной Италии. Немецкие парашютисты под командованием Отто Скорцени освободили Муссолинии и доставили его в ставку Гитлера в Восточной Пруссии. 23 сентября в Сало было объявлено о создании правительства Итальянской Социальной республики. Когда сопротивление немцев в Северной Италии было подавлено, Муссолини пытался скрыться в Швейцарии. Был схвачен партизанами, расстрелян, а затем повешен близ Донго 28 апреля 1945.



Сайт управляется системой uCoz