Наталья Коган

Журнал “Очевидное и невероятное”, №8, 2009

 

Автор выражает благодарность младшему научному сотруднику Научно-исследовательской лаборатории Германо-Славянской археологической экспедиции Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Кириллу Мызгину за консультации, предоставленные материалы и фото.

 

Желанная страна Ойум

 

С острова Скандзы, как из утробы, порождающей племена, переправились готы через море на трех кораблях и расселились на земле Готискандза. А когда численность их выросла, готы двинулись дальше — в поисках страны Ойум.

 

 

Ойум (Oium) — название области, в которую пришли готы, передвигаясь с нижней Вислы на юг. Земли, называемые пришельцами на своем языке Ойум, находились в пределах Скифии, за рекой, в соседстве с которой расстилались болота и омуты. Слово “Ойум” близко готскому aujōm, что значит “страна, изобилующая водой”, “речная область”. До сих пор старое немецкое слово “Au” или “Aue” определяет местность, окруженную водой, обильно орошаемую реками.

 

Готский путь

 

Где же находилась эта вожделенная страна, где впервые осели северные племена, придя на юг? По свидетельству готского историка VI века Иордана, готы во главе с королем Беригом с острова Скандза (Скандинавский полуостров и остров Готланд) переправились на трех кораблях в устье Вистулы (Вислы). Местность на южном берегу Балтийского моря, где они высадились и расселились, они назвали Готискандза, что означает “готский берег”, и возможно, в последствии здесь возник город Гданьск. Археологические данные свидетельствуют, что в I в. н.э. на севере современной Польши появилось новое население. В это время здесь возникают памятники  “вельбаркской культуры”, отождествляемой с племенами готов и гепидов и названной так по эпонимному памятнику возле местечка Вельбарк.

При пятом короле по имени Филимер готы двинулись в страну Ойум с плодородными землями и полноводными реками. После нанесения на карту всех вельбаркских памятников, учитывая их хронологию, ученым стало ясно, что они распространялись в юго-восточном направлении от Нижней Вислы на Волынь, Южный Буг и Молдову.

Древний историк Иордан указывает, что готы перешли большую реку, окруженную топями и омутами, а жили они потом с королем Филимером в Скифии у Меотиды. Античные историки называли Меотидой страну меотов — территорию от Азовского до Черного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. Исследователи готской истории предполагают, что готы пересекли Днепр, причем историк Г.В. Вернадский высказал гипотезу, что готы пересекли Днепр в месте, где впоследствии вырос Киев, и пошли на восток, где у Донца и Оскола встретили спалов, с которыми и сразились. Возможно, что эти земли были населены предками славян.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что к востоку от Борисфена на единственном участке всего северного приазовского и причерноморского побережья тянулся прекрасный лес. Готы, переходившие Днепр с большими затруднениями из-за болот, могли пересечь его в каком-либо месте, где вдоль левого берега Днепра, иногда сливаясь с ним, течет река Конка. Преодолев его, где-то около нынешних Берислава и Каховки, готы имели возможность двинуться на юг, к Перекопу, может быть, они перешли Днепр ниже, но опять же не минуя Конки, в своем течении раздробленной на множество островов и плавней, покрытых и до сих пор почти сплошным лесом. Характер этих мест объясняет и причину оседания части племен либо на островах, либо на правом берегу Днепра. Не это ли обстоятельство послужило в дальнейшем поводом к тому, что готы разделились на самостоятельные племена: восточные готы, остроготы, заняли левобережье нижнего Днепра, западные, везеготы, — его правобережье? Третью, совершенно обособившуюся часть составили готы, ушедшие в Таврику, от них позднее отделились готы-трапезиты, передвинувшиеся на Таманский полуостров.

Попав на Волынь, Побужье, в Молдову, готы сформировали коалицию германских, фракийских, иранских и праславянских племен. За этим последовали многолетние сухопутные и морские походы в пределы балканских и малоазийских провинций Римской империи, получивших наименование “Скифские войны”, продолжавшиеся в 238—271 годах. Готы совместно с другими племенами захватывали города, грабили их и уводили пленных, но при этом они знакомились с достижениями провинциально-римской цивилизации, постигали христианское учение.

После поражений готов и их союзников в 271 г. наступает временный спад военной активности на дунайской границе Римской империи. В 332 г. император Константин Великий подписал с готами мирный договор, согласно которому им выплачивались денежные суммы, готские отряды  служили в римской армии, налаживался торговый обмен в приграничных городах. Благодаря контактам с Римской империей все глубже в готское общество проникало христианское учение арианского толка. Епископ Ульфила, происходивший от отца-гота и матери-гречанки, перевел Библию на готский язык.

Готы и их союзники возвращались из римских провинций в область современной Северной Румынии, Молдовы, правобережной Украины несколько другими, чем они были на пути от устья Вислы в страну Ойум. Под воздействием провинциально-римской культуры у них возникли гончарные мастерские и появилась гончарная керамика, необходимый набор орудий для земледелия на черноземах, разнообразный убор с бронзовыми и серебряными украшениями, бусами, усилился поток римского импорта в виде амфор с вином и маслом,  серебряных монет, керамики, стеклянных сосудов. Здесь формировалась новая культура, которая в последствии получила название черняховская и которая не была прямым продолжением вельбаркской, а лишь формировалась на ее основе под провинциально-римским влиянием с привнесением новых элементов этносов Северного Причерноморья.

Римский офицер и писатель Аммиан Марцеллин сообщает нам о нашествии гуннов из-за Танаиса (Дона) и Тамани, разгроме ими готского короля Германариха и его гибели в 375 г.  Германарих (Эрманарих, Эрмунрих) принадлежал к готской династии Амалов и был могущественным готским королем (конунгом). При нем возникло мощное протогосударственное объединение на территории Киевской— Харьковской областей, в Среднем Поднепровье вплоть до Днестра. Готский конунг обложил данью соседние земли вплоть до Прибалтики и Волги. И это прослеживается археологически. Традиционно гибель остроготского королевства Германариха, гибель черняховской культуры, уход готов из степной и лесостепной зон Восточной Европы на Балканы и в Паннонию связывается с нашествием гуннов в 378-380 годах. Относительно гибели остроготского короля, которому тогда перевалило за сто, древние писатели сообщают несколько версий: ранение в бою и самоубийство, месть некоторых подчиненных за нанесение им обиды.

Хотя история и не терпит сослагательного наклонения, но, возможно, если бы не пришли гунны, то протогосударство Германариха могло сформироваться в некое варварское королевство со столицей, например, в Данапрштате. Но так или иначе, но держава Германариха распалась, часть остроготов ушли в сторону Дуная, а другая часть образовала зависимые от гуннов объединения конунгов Винитария, Гезимунда, Гунимунда и других. Но были ли гунны в лесостепи? Вряд ли. За более чем столетие научного поиска в этом регионе здесь не найдено практически ни одной характерной гуннской вещи или гуннского погребения. Вероятнее всего, гунны перерезали традиционные пути сообщения готских королевств с Римской империей, черняховская культура стала разрушаться как система, завязанная на пашенном земледелии и тесной связью с империей. Отдельные островки черняховской заселенности в днепро-донецкой лесостепи еще оставались до 410—420-х годов, о чем свидетельствуют археологические находки.

В V в. в Испании, Южной Франции и Италии возникли королевства вестготов и остготов, а со временем готы исчезли с исторической арены Европы, уступая место другим племенам и народностям. И только крымские готы вплоть до XV века сохраняли свою самобытность. А сейчас готская кровь течет в современных испанцах, французах, немцах, итальянцах.

 

Идеологические игрища

 

Пожалуй, ни одна археологическая культура Европы не вызывала столько споров по поводу этнической принадлежности ее носителей, как готская, начиная с древних времен и до наших дней, достигая особой остроты в периоды политических противостояний.

До нас не дошло сочинение Кассиодора, его труд в двенадцати томах — “История готов”. Рукопись этого выдающегося римского историка и государственного деятеля времен правления Теодориха Великого, короля остготов в Италии, бесследно исчезла. Возможно. причиной тому была политическая направленность автора. Ее можно установить по тем немногим упоминаниям о его деятельности, которые встречаются в обращении короля Аталариха к римскому сенату в конце 533 г. по поводу провозглашения Кассиодора префектом претория. Ко времени составления этой речи Аталариха труд Кассиодора, начатый им в конце правления Теодориха, был уже окончен и даже известен в правящих кругах Рима и Раввены. В этом послании сенату указывается, что Кассиодор занялся древним родом остроготских королей и путем розысков почти исчезнувших преданий и рассеянных по книгам сведений вывел готских королей из тьмы забвения и возродил Амалов во всем блеске их рода. Таким образом, Кассиодор сумел приравнять историю готов, древность готских королей к славной истории Рима, к древности античных героев. Какова была практическая цель такого приравнивания, кого оно интересовало? В первую очередь — короля Теодориха, который, быть может, сам высказал основную идею будущего произведения или же поддержал замысел автора. А идея вытекала из общего социально-политического положения в остроготстком королевстве.

По словам Прокопия Кесарийского, автора труда “История войны с готами”, Теодорих держал в руках власть над готами и италийцами и хотел спаять подвластное ему население Италии. Отсюда и замысел представить династию Амалов и окружающих их готов достойными повелителями римлян, стремление склонить на свою сторону италийскую аристократию. Труд Кассиодора должен был возвысить готов до уровня римлян и подготовить дальнейшее преобладание готов над римлянами.

Когда известный византийский историк Иордан писал свое сочинение “О происхождении и деяниях готов”, такая тенденция была уже опасной,  книга Кассиодора идеологически устарела, а в последствии, по-видимому, была уничтожена. Так был создан трактат “во славу того, кто победил”. Иордан представлял готов как весьма древнее и прославленное племя, но признавал, что в его время высшая слава и господство над всеми племенами принадлежала императору Юстиниану. Наследник Кассиодора подчеркивал, что, воздав хвалу готам и роду Амалов, он признает, что еще большей хвалы достойны Юстиниан и его военачальники Велисарий. Это решение выразить свои политические идеалы, которые не противоречили бы политике империи и вместе с тем сохраняли бы значение племени остроготов, родилось в среде италийской знати и связанных с ней готов провизантийской ориентации.

К древней истории готов вновь обратились с идеологической целью в ХХ веке. В 1939 г. в Германии была разработана широкая программа изучения готов как “наиболее чистого” из германских племен с точки зрения археологии, антропологии, истории. В 1942 г. профессор Рудольф Штампфус, бывший тогда на “восточных территориях”, написал статью “Готы на Украине”. В 1943 г. Лотарь Килиан опубликовал черняховскую керамику из собрания краеведческого музея в Бердичеве. С продвижением германских войск на восток и временной оккупацией украинских земель последовали досмотр черняховских материалов в музеях, вывоз некоторых из них в Германию, проведение отдельных раскопок и даже организации выставок. В Харькове такая археологическая выставка из коллекций исторического и университетского музеев, на которой были представлены вещи из довоенных раскопок памятников черняховской культуры на Харьковщине, даже получила соответствующее название — “Готский зал”. Эта выставка, безусловно преувеличивавшая роль готов на территории Украины, была подчинена единственной цели — исторически обосновать претензии Третьего Рейха на украинские земли.

Так в ХХ веке зародилась идея чисто идеологического толка — на основании древней истории тысячелетней давности обосновывать современные территориальные претензии государств, народов или политических лидеров на земли, не принадлежащие им в силу исторически сложившихся обстоятельств.

После победы СССР над нацистской Германией советские археологи, выполняя указания руководства ВКП(б), ударились в другую крайность при оценке “этнического лица” черняховской культуры. Она признавалась исключительно “славянской”. Утверждение о ее германской принадлежности или даже мысль о наличии в ней германского ядра могла привести к весьма печальным последствиям для автора вплоть до лишения свободы или даже расстрела. Датировка черняховской культуры необоснованно растягивалась на II—VII века (что и говорить, вывести культуру Киевской Руси из высокоразвитой во всех отношениях “славянской” черняховской культуры было довольно заманчиво). Только в 1955 г. археолог М.И.Артамонов высказался по поводу появления черняховской культуры как следствие переселения готов в Восточную Европу. Наконец, в 1960-е годы в советской археологической науке утвердилось мнение о полиэтничности черняховской культуры, о вхождении в ее состав сразу нескольких народностей и племен: германцев (готов), славян (венетов, антов), фракийцев (даков), иранцев (позних скифов, сарматов). Тогда же были открыты памятники и выделены культуры исторических славян V—VII веков.

 

Открытия археологов

 

Более ста лет назад, в 1899 году, возле сел Черняхов и Ромашки Киевской губернии археолог-любитель Викентий Хвойка открыл два могильника с погребениями по обрядам ингумации и кремации с вещами и керамикой римского времени. Исследователь, ранее никогда не встречавшийся с подобными находками, отнес эти памятники к древним славянам Среднего Поднепровья II—V вв. н.э. Однако спустя несколько лет с публикациями материалов раскопок Викентия Хвойки ознакомился немецкий археолог Пауль Райнеке. По аналогиям среди вещей, которые использовались в погребальном обряде тогда еще таинственной археологической культуры, по хронологическим параллелям с конкретными историческими событиями немецкий ученый предположил, что эти памятники принадлежат к восточногерманским племенам готов периода их пребывания на юге Восточной Европы.

Могильники, подобные Черняховскому и Ромашковскому, были открыты и на территории Румынии, там культура получила название Сынтана-де-Муреш. На Западной Украине археолог Кароль Гадачек открыл поселение Неслухов, где были обнаружены вещи, подобные тем, что происходили из могильников. В 1920—1930-е годы черняховские памятники исследуются в Среднем и нижнем Поднепровье, на Днепровском Левобережье. Харьковский археолог И.Н.Луцкевич изучал селище и могильник у поселка Пересечное. К 1941 г. он выполнил свод черняховских памятников на территории Харьковщины, изданный уже после смерти автора в 1948 г. К 1941 году в Институте археологии АН УССР был подготовлен свод памятников культуры “полей погребений” (так тогда именовали черняховскую культуру), издать который помешала война.

Со второй половины 1940-х годов развернулись широкие исследования черняховских поселений и могильников в различных регионах культуры: Среднем Поднепровье, Северо-Западном Причерноморье, в Молдове, Верхнем Поднестровье, на Волыни, в Побужье, на Подолии, в Нижнем Поднепровье, на Днепровском Левобережье.

До недавнего времени в число наименее изученных областей черняховского ареала попадала Восточная Украина или днепро-донецкая лесостепь. Памятников здесь известно много, но в Харькове, Сумах, Полтаве проводились лишь отдельные раскопки черняховских памятников. Б.П Зайцев составил каталог новых памятников в бассейне Северского Донца и Сейма. Б.А.Шрамко исследовал могильник Павлюковка, А.Г. Дьяченко провел незначительные раскопки на селищах Муром, Кулики, Льняное, Ю.В. Буйнов и Е.Н. Петренко исследовали могильники Родной Край, Соколово.

С 1995 г. черняховские памятники на днепро-донецком водоразделе начали исследовать специалисты исторического факультета Харьковского национального университета. В мае 1999 г. ученый совет исторического факультета принял решение о создании Славянской археологической экспедиции для исследования памятников позднеримского времени в этом регионе (в мае 2005 г. решением Ученого совета экспедиции стала именоваться Германо-Славянской археологической экспедицией Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина). Начальником экспедиции является кандидат исторических наук, доцент М.В. Любичев. В 2001—2003 годах экспедиция производила исследования поселений Шлях, Халимановка на реке Мжа и Высокополье на реке Коломак. 3 марта 2004 г. в помещении Центральной научной библиотеки университета прошла выставка находок экспедиции, приуроченная к пятилетию ее деятельности. Это была первая в истории университета выставка работ отдельной археологической экспедиции, представляющей определенное направление в археологии. Но подлинным рождением экспедиции как самостоятельного научно-исследовательского коллектива стало изучение археологического комплекса Войтенки.

Поселение Войтенки (1 и 2), расположенные на противоположных склонах мокрой балки, где протекала маленькая речка днепровской системы (а ныне находятся пруды), были открыты А.К.Дегтярем и В.П.Андриенко в 1972 г. В 1975 г. там произвел небольшие раскопки А.Г.Дьяченко, но, к сожалению, информация о добытых материалах ограничилась лишь кратким сообщением. На распаханной поверхности поселения Войтенки-1 любители древностей постоянно находили огромное количество фрагментов керамики, римские серебряные монеты, бронзовые и железные заколки для одежды, поясные пряжки, бусы, фрагменты стеклянных кубков, железные наконечники стрел и дротиков, шпоры. Широкие раскопки поселения Войтенки-1 начались под руководством М.В.Любичева в июле 2004 г. и они не обманули ожиданий: в течение июля–сентября были открыты гончарный горн, наземное и полуземляночное жилища, получено большое количество самых разнообразных находок в слое. В конце августа 2004 г. с работой экспедиции ознакомилась научный сотрудник Евразийского отделения Немецкого археологического института (Берлин, ФРГ) доктор Эрдмуте Шультце, что положило начало выполнению совместных украинско-немецких научных проектов.

Археологический комплекс Войтенки, включащий в себя разновременные поселения позднеримского времени и черняховский могильник, пока изучен на сравнительно небольшой площади. Тем не менее, полученные материалы уже сейчас позволяют сделать вывод, что этот памятник станет хронологической шкалой заселения территории Восточной Украины в позднеримское время. Первые поселенцы появились здесь где-то в 260—270 годах  нашей эры. Они проживали в полуземляночных жилищах, в которых находились открытые очаги и кровля опиралась на столбы. По внутреннему периметру этих сооружений располагались полки-лежанки. Рядом с жилищами сооружались ямы-погребы для хранения различных припасов. У этого населения встречается в основном лепная керамика (горшки и конические миски), но малую долю составляла и гончарная столовая керамика с блестящей лощеной поверхностью. Имелись светлоглиняные амфоры так называемого “танаисского” типа. Среди деталей одежды обнаружены бронзовые фибулы двух типов: с высоким приемником для иглы и лучковые. По аналогиям в домостроительстве и керамике можно заключить, что это население попало в днепро-донецкую лесостепь из Верхнего Поднестровья. Их путь обозначен находками фибул с высоким приемником иглы. Подобные поселения открыты в Боромле на Ворскле, возле Гочево на Псле, в Букреевке на Сейме в Головино на Северском Донце. Для обозначения этой группы памятников специалисты использовали термин М.Б. Щукина “горизонт Боромля” (или предчерняховкий горизонт), подразумевая под ним памятники праславянского населения (венеты), которое попало в днепро-донецкую лесостепь со стороны Верхнего Поднестровья в период Скифских войн, где переняло некоторые элементы от вельбаркской и черняховской культур. Это население еще не являлось носителем черняховской культуры, а только имело отдельные элементы (в виде незначительного количества гончарной керамики).

Все полуземляночные жилища этого населения в Войтенках погибли от пожара: чернозем в их заполнении приобрел оранжевый цвет, а на месте деревянных конструкций вдоль стен сохранились дольные пятна. Такая же картина прослежена исследователями в Боромле и Гочево. Отчего же произошла эта катастрофа, и кто был ее виновником? Дело в том, что сожженные полуземлянки на участке Войтенков перекрыты слоем, оставленным иным населением. В нем присутствует разнообразная кухонная и столовая гончарная керамика, амфоры “инкерманского” типа, бронзовые подвязные фибулы. Для этого населения характерны в основном наземные глинобитные жилища с очагами (иногда с несколькими помещениями). Все перечисленные черты характерны для черняховской культуры периода ее расцвета в 330—375 годы. Она из полуземлянок “горизонта Боромля” была перекрыта сверху черняховской постройкой. В качестве ее пола было использовано утоптанное сожженное заполнение полуземлянки. В этой наземной постройке находился очаг, недалеко от которого лежали глиняные пирамидальные грузила — остатки ткацкого станка. В Гочево, Боромле, Головино также слой и постройки “горизонта Боромля” были перекрыты черняховским слоем.

Исходя из датирующих материалов можно утверждать, что сожжение жилищ и появление сверху черняховского слоя произошло на рубеже первой—второй четверти IV в. Возможно, эти находки отражают сообщение историка Иордана о войнах короля готов-грейтунгов (остроготов) Германариха с венетами, в которых исследователи справедливо видят праславян. Несмотря на большую численность, венеты были разбиты, истреблены или вытеснены. Отражением этих событий является возникновение во второй четверти— середине IV в. огромного количества черняховских поселений и могильников к востоку от Днепра. В то же время здесь прекращают  свое существование праславянские памятники “горизонта Боромля”, а население, которое их оставило, уходит за реку Сейм. Черняховские вещи найдены в лесной зоне Восточной Европы, вне ареала культуры на Оке, Волге, Дону, Западной Двине. Эта область их распространения отвечает территории дани, которую выплачивали Германариху некоторые племена этого региона или область военных походов военной активности. В условиях временного прекращения военной активности готов в направлении Римских провинций совершенно логичным выглядит использование пассионарного “военного элемента” в ином направлении — для экспансии на праславянские, балтские, угро-финские племена. Собственно черняховская культура к этому времени и стала археологическим эквивалентом державы Германариха.

 

Детективная история

 

Работа археолога зачастую похожа на работу следователя, но следователь приходит на место преступления через несколько дней, а археологи приходят на место “преступления” через несколько тысячелетий. В этом случае выявить логику событий, конечно, намного сложней. Если у следователя есть возможность провести опрос свидетелей, то у археологов ее нет. Но исследователи древностей скрупулезно собирают “улики”.  “Готский детектив” только начинается. Сегодняшние  находки говорят, что многие процессы происходили не так, как они описаны в исторической литературе и как мы их представляем в нашем сознании. Не все было так просто: пришли, пожили и ушли. И сегодня вопросов перед учеными встало больше, чем найдено ответов.

Первая загадка – существование торговых путей. Ученые предполагают, что через наши края еще в скифское время проходил большой торговый путь. В более поздние, Слобожанские времена, он получил название “Муравский шлях” (его и сейчас легко увидеть - по нему проходит “валковский” участок железной дороги Киев—Харьков). Но существовал ли этот путь в черняховские времена. Удивительно, но как раз вдоль этого «шляха» находится много черняховских поселений. Совпадение ли это или действительно здесь был мощный торговый путь, который связывал Боспорское царство, северные, в том числе и готские племена? Если это действительно так, то его надо было контролировать. Тогда, вероятно, поселение Войтенки могло выполнять эту контролирующую функцию?

Следующий вопрос — взаимоотношения готов с другими племенами. Дело в том, что в Войтенках было найдено большое количество сарматских погребений. Выходит, что сарматский компонент был значительным не только на территории Северного Причерноморья. Но как сосуществовали сарматы и готы? Какова была роль сарматов в черняховском обществе? Были ли они верными слугами готов, или же сарматы играли более значительную роль в черняховском обществе? Насколько велико было их влияние? Известны богатые погребения сарматских женщин, совершенные по сарматскому обычаю, но с вещами, которыми пользовались в готской среде, т.е. сарматы входили в состав местного населения как полноправные члены этого сообщества. Может быть, это были женщины-сарматки, вышедшие замуж за готов, поэтому их похоронили по двум обычаям? Это большая загадка и  очень важная. И где же на этом фоне наши непосредственные предки — славяне? Ведь кроме “боромлянских” находок, в более позднее, черняховское время, славянский элемент здесь не прослеживается.

Еще появляются вопросы о расслоении общества. В Войтенковском могильнике  выделяется ряд погребений, находящихся прямо в черноземе в скорченном состоянии  - будто их бросили и прикопали. Были ли это «рабы» или люди низшего положения, а может преступники, или умершие от страшной болезни люди, от которых нужно было избавиться как можно скорее? Да и как распределялись роли в самом варварском обществе, какие были слои населения?

Еще вопросы возникают в связи с импортной керамикой: насколько активными были связи у готов с Римом, были ли они вообще и с кем? Какую роль играли найденные римские монеты: были ли они участниками денежного обращения или они воспринимались черняховцами по иному — как круглые серебряные слиточки, которыми обменивались? Это был просто обмен товара на товар, а не денежные отношения? Откуда к готам поступали римские кубки? Их изготавливали странствующие мастера, или это был импорт, который поступал с территории Рейна, Вислы? И какими путями сюда приходил амфорный материал? А откуда бралась мода на украшения? И так далее…

Итак, расследование детектива и поиски страны Ойум только начинаются.

 



Сайт управляется системой uCoz